Библейская история человечества примечательна многими интересными фактами, одним из которых является тот, что за всю историю Ветхого завета не было ни одного человека, который сразу бы поверил Богу, с первого раза откликнулся на его призыв или в какой-то момент не усомнился в Нем.
Исключениями могут теоретически стать несколько пророков, но опять же, нам не известно про них достаточное количество деталей, чтобы можно было утверждать, что они всегда и всецело доверяли своему Творцу. Вероятно, что и у них был ранний период становления, когда они ставили под сомнения те или иные аспекты. Даже великий пророк Моисей, водивший 40 лет евреев по пустыне, при первой встречи с Богом выразил ему крайнее недоверие и сомнение в Его затее вывести евреев из египетского плена. За одну лишь первую беседу он трижды прямо или косвенно усомнился в Нем, заявляя Творцу, что Он не того выбрал для данной миссии, что у него язык не так подвешен и он не сможет объяснить братьям-евреям ничего, и что ему могут просто не поверить. С нашей мирской точки зрения опасения Моисея вполне понятны, но может ли ошибиться Тот, кто есть Создатель и Истина? Евреи уже достаточно хорошо знали своего Бога, свою историю и своего праотца Авраама, который заключил завет с Богом, и при котором происходило много чудес, а также были предсказаны все египетские события, включая освобождение и исход. У евреев не было объективного повода усомниться в своем Создателе, тем не менее, падший человек, так или иначе, сомневался во всем, и так, увы, было всегда.
И вот, Дева Мария стала первым человеком на земле, кто при первой встрече с посланником Бога не стал перечить и пререкаться. В своём Евангелии апостол Лука сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:26-38).
Сомневаясь (по мнению Григория Неокесарийского, опасаясь нарушения её девства), Мария задала ангелу вопрос: «как будет это, когда я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие — «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Несомненно, пришествие Христа и спасение человечества были задуманы Богом еще до создания всего тварного мира. Наделив свою высшую тварь (человека) абсолютной свободой, Он знал, что человек обязательно воспользуется ею в полной мере, и грех, как противоположность любви, будет разрушать как самого человека, так и мир вокруг него, а сам человек не сможет вырваться из этого замкнутого круга, когда зло порождает зло. Оттого-то Он и ждал появление этой самой Девы Марии не одну тысячу лет. Той, которая сможет свою жизнь посвятить Ему, принять Его без оговорок и сомнений. Той, которая не будет считать ребенка свой собственностью и повелевать им. В этом плане, Дева Мария была первая среди всех людей. И дело тут не в каком-то раболепстве – насильно мил никогда не будешь! Дело в близости по духу со своим Создателем, которое отчасти досталось ей от благочестивых родителей.
Кроме того, вся богоизбранность еврейского народа как раз и сводилась к ней одной! Бог созидал и больше тысячи лет растил этот народ, чтобы в нем мог появиться человек, который Ему не откажет, и чтобы Ему самому можно было прийти в этот мир и перенести все его тяготы вместе со своим созданием. С пришествием Христа богоизбранность евреев закончилась.
Кроме того, был и еще один немаловажный аспект перед тем, как Дева Мария дала архангелу согласие на свое служение. О нем редко говорят, но он не мог не всплыть в голове юной девы в момент вышеописанного разговора. По еврейскому закону женщину, уличенную в прелюбодеянии, надлежало предать суду, который однозначно бы присудил казнь – побиение камнями. Благочестивый Иосиф-обручник был слишком стар, и все знали, что он де-факто принял ее в свой дом не как жену, а как дочь. Потому в прелюбодеянии у суда сомнений не будет, да и Иосиф перед судом, скорее всего, скажет как есть, а доказательств в свое оправдание Мария предъявить не сможет. И давая свое согласие, Мария должна была доверять Богу намного больше, чем мы можем себе представить. Уж точно намного больше, чем доверял великий пророк Моисей, который хоть и был в свое время избран Богом среди всех людей и имел с Ним прямое общение, но так почти до конца своей жизни и не смог проникнуть в самую суть, за что в последние свои дни был наказан Богом и не вошел в Землю обетованную. Об этом факте Бог известил Моисея заранее. После чего Моисей сразу осознал одну из своих последних ошибок и смиренно принял свою участь.