Почему не спасся академик Сахаров

В одном из интервью протоиерей Всеволод Чаплин, накануне снятый с занимаемой им должности председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества, на вопрос о том, спаслась ли душа академика Сахарова, однозначно ответил – нет.

андрей сахаров

Андрей Дмитриевич Сахаров – личность выдающаяся. Кроме большого числа научных достижений, он является лауреатом Нобелевской премии мира (1975). За свою правозащитную деятельность был лишен всех правительственных наград и сослан в ссылку. С точки зрения мирского человека, его жизнь была самоотверженной и честной. Так почему же вердикт оказался столь суров? 

Сначала оговоримся, что участь академика известна сейчас одному лишь Богу, поэтому что-то однозначно утверждать не может никто. Тем не менее, основываясь на Евангелии и словах Христа можно с вероятностью в 90% сказать, что о. Всеволод, кто бы как к нему не относился, не ошибся. Возникает резонный вопрос, почему так?

Причин тому несколько. Во-первых, Андрей Дмитриевич Сахаров не был верующим человеком, впрочем, к числу воинствующих атеистов он также не принадлежал. Соответственно, вопросы богопознания ему были чужды, а, следовательно, его отношение ко Христу было никаким – как к незнакомому человеку. А поскольку именно Христос является спасителем («ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же возможно всё» Мф.19:25-26), будет ли Он уделять излишнее внимание тому, кому Он не интересен и кто не удостоил Его практически никакого внимания? Наверное, при каких-то определенных условиях – возможно. Но был ли это тот самый исключительный случай?

Во-вторых, никакой христианской жизни академик не вел. Ведь одна из основных целей христианина есть подготовка самого себя для Царствия Божия. Она заключается в шлифовке себя, которая продолжается в течение всей жизни. Христианин, перечитывая Евангелия, сверяет свою жизнь и свои поступки с Христом, которого принимает за эталон. Каждое новое прочтение Писания открывает новые стороны Истины. Человек анализирует Писание и свой опыт, сравнивает, размышляет, делает выводы. А главное – прилагает усилия к искоренению в себе того, что не соответствует Эталону, ведь «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» Мф.11:12. Прилагал ли академик усилия в этом направлении, чтобы сделать себя чище, добрее? По крайней мере, нам об этом ничего не известно. А если и прилагал, то что было для него точкой отсчета?

Исходя из этого, можно сделать вывод, что шагнув в вечность академик, так много сделавший для своей страны и всего мира, теперь занят созерцанием, и его судьба будет окончательно определена лишь на Страшном суде. Для христиан это означает, что если этот человек был им близок, то сейчас он как никогда нуждается в их горячей молитве, поскольку сам на свою судьбу повлиять уже не может.



Добавить комментарий