Если сказать одним современным словом, то это фрустрация. Переживание разрушающихся надежд, помешанное на чувствах восстановления справедливости, алчности и мести, привели Иуду на самый край. Сребролюбие тут тоже имело место быть, но оно второстепенно. Какие же надежды были обрушены в сознании Иуды? Того самого Иуды – избранника Христова, который по мнению святителя Иоанна Златоуста даже воскрешал мертвых силою, данную ему Христом (ну уж как минимум исцелял больных и изгонял бесов).
Вся Иудея сотни лет жила в ожидании пришествия Мессии, который по обетованию восстановит справедливость и создаст Свое царство, основой которого станет израильский народ. Для Иуды Христос – Мессия. Причем с самого начала. Он становится свидетелем огромного количества необъяснимых и чудесных явлений, сотворенных Христом: многочисленных исцелений, управления природными явлениями, неоднократного преумножения количества еды на тысячи человек и даже воскрешения мертвых. Сам Иуда силою Христа также творил много чудес, исцеляя больных. И в его понимании обетования вот-вот должны были свершиться во всей своей полноте – Христос должен был прогнать римских захватчиков и сделать Израиль самым могучим государством на земле. Все нищие должны быть накормлены, справедливость везде восстановлена, повсеместно воцарится мир и материальный достаток. Но чем дальше шел Христос по миру, тем очевиднее для Иуды становился факт того, что Он не собирается садиться на Иудейский трон. Он не собирается вылечить всех больных, наказать всех негодяев и т.д. А ведь с Его силой мир можно было бы наладить за считанные дни! Из своего языческого мироощущения Иуда совершенно не понимает Христа, и это непонимание со временем только возрастает. Благодать не насилует – именно этот факт никак не находит отклика в размышлениях апостола.
И вот финальная чреда событий: Христос воскрешает четырехдневного Лазаря, в очередной раз являя Свою силу. Вечером за трапезой к нему подходит женщина, которая достает сосуд с очень дорогим священным ароматным маслом и мажет Христу ноги (Ин. 12:3-8), что в очередной раз сильно задевает Иуду – ведь это масло, по его мнению, можно было бы продать за 300 динариев и раздать нищим, а тут такая напрасная трата. На следующий день Христос входит в Иерусалим, где все ему рукоплещут и стелют одежды перед ним – казалось бы, вот начало триумфа и Его власти в стране! Но вечером Христос уходит из Иерусалима, ограничившись лишь проповедью! И Иуда не выдерживает – он понимает, что Христос не собирается брать власть, а свою силу очень мало использует на общее благо. В этот момент он укрепляется в мысли, что Учитель совсем негоден. В следующие два дня эти мысли в нем возрастают, и он решается на предательство.
Спустя день он раскаивается в содеянном и возвращает первосвященникам деньги. Однако человек бывает не в силах все исправить, и раскаяние, замешанное на гордыни, приводит Иуду не ко Христу, а к самоубийству. А на возвращенные деньги первосвященники потом покупают клочок земли за стенами города для погребения странников, который народ потом назовет «землей крови».