Дураков не бывает

Как частенько у нас говорят, проблема России – дураки и дороги. По всей видимости, второе – есть следствие первого, хотя и не всегда. Однако на дураках хочется остановиться чуть подробнее.

Вот как цитирует слова Христа евангелист Матфей: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «ракá» (дурак), подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5:21-22).

Основная мысль всей этой фразы в предостережении от напрасного осуждения. Когда мы видим плоды какого либо аляповатого труда, например, политиков или исполнительной власти, коим так все любят перемывать кости, то зачастую как раз и применяем по отношению к ним полный набор соответствующих терминов. Но если взглянуть на ситуацию объективно, то можно согласится, что судящий их:

  • не владеет полным набором фактов
  • не учитывает мотивов и осведомленности
  • не учитывает внешних факторов
  • не учитывает состояние человека в момент принятия им того или иного решения и т.п.

Например, в любой исполнительной вертикали всегда найдется ряд людей, желающих отщипнуть себе кусок от того или иного бюджета (мотив, зачастую, простой – попытаться заработать для себя и своей семьи). Если человек не украдет на своем уровне, от большого пирога обязательно откусят побольше нижестоящие (конкуренция – лучше уж украду я для себя, чем такой лакомый кусок достанется тем бездельникам). Да и даже если человек окажется в этом плане вполне честным и сумеет проследить за подчиненными, то никто не застрахован от ошибок в расчетах, от собственной лени, усталости, отсутствия мотиваций и массы других факторов, которые также вредят всему делу.

Нет, это не попытка кого-то или что-то оправдать. Это попытка сказать, что человеческий суд никогда не будет объективным. Каждый человек, даже с психическими отклонениями (например, у шизофреников никогда не страдает аппарат логического мышления) всегда действует в меру своего разума и осведомленности, а также в меру своих желаний и возможностей. Называя кого-то дураком или безумцем, мы сразу перегибаем палку и вешаем неверное клеймо. И если объективно разобраться, то сами в этой ситуации выставляем себя как недалеких людей, делающих эмоциональные и поспешные выводы. Кроме того, за ошибки в судейском решении всегда приходится платить.

У христиан судья один – Бог. И если человек осуждает другого человека – значит, перехватывает у Бога Его привилегию, занимает Его место и пользуется Его правом, будучи при этом не до конца осведомленным о всех деталях.

В этом смысле у христиан практика иная – всегда осуждается поступок, а не человек. Каждый человек – это тайна. Человек может измениться и исправиться (зачастую на это уходят годы). И ему, возможно, просто нужна помощь. Хотя, некоторым, конечно, будет полезнее наказание.

Осуждая поступок, люди призываются к диалогу. Правда, тут есть одна трудность. В большинстве случаев критикуемый другими человек может не услышать нужных слов, так как живет в осознании собственной правоты. Факт в том, что инстинкт осознания собственной правоты сильнее инстинкта самосохранения. Но если говорить с человеком именно с любовью, держа в голове мысль о том, что ты очень хочешь ему помочь и ищешь пути, есть шанс, что человек согласится и прислушается к вашему мнению, услышит вас. А путь осуждения – всегда путь разрушения. Ломать – не строить.



Добавить комментарий