Эта фраза из описания целей доработанного курса «Православной культуры», предложенного на голосование в Российскую академию образования, зацепила многих. Кто и с какой стати должен себя в чем-то ограничивать? И так, мол, небогато живем, куда дальше?
Но если присмотреться, эти же люди ой как ратуют за ограничение в потреблении жизненных благ других. Например чиновников на верхах и депутатов.
Те, кого мы сегодня считаем «совсем зажравшимися», когда-то начинали с малого и тоже думали, что ограничивать себя особо ни в чем не стоит. Потом они выросли, а привычка укоренилась. Причем в некоторых случаях ситуация доходит до абсурда и полной безвкусицы, чему примеры дворцы различных цыганских баронов, воров в законе и нерадивых чиновников.
Мера хороша во всем: в меру общаться, в меру питаться, в меру пить. И некоторым приходится себя добровольно ограничивать, чтобы не превратиться в болтуна, ходячего гамбургера или бездомного алкаша.
Безмерное потребление благ переводит человека из роли творца на роль потребителя. Причем капризного.
Впрочем, авторам курса «Православной культуры» тоже стоит себя ограничивать в чрезмерном усердии за духовное образование школьников, пускай и факультативное. Апостол Павел писал по этому поводу: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3,6). Тем самым подразумевая, что многие знания без реальной духовной жизни могут только отдалить человека от Бога.