2012 и 2013 годы прошли за громким обсуждением в СМИ двух ДТП с участием священнослужителей. В первом случае общественность возмутило то, что священник, скорее всего, был пьян, вдобавок управлял дорогим автомобилем, пусть и не своим. А второй случай оказался крайне трагичным – молодой иеромонах на дорогой иномарке сбил трех дорожных рабочих, двое из которых скончались на месте происшествия, а третий был доставлен в больницу.
По решению гражданских судов первый священник был лишен водительских прав за отказ в медосвидетельствовании, а второй получил три года колонии и обязательства по выплатам компенсаций семьям погибших. По решению же церковных судов «лихач» на иномарке, который незадолго до этого также оказался в центре скандала с крещением ребенка Киркорова, несмотря на все свои ранние церковные заслуги и награды с должности настоятеля храма в Обыденском переулке был снят и переведен вторым священником в один из храмов Воронежа. А молодой иеромонах, по чьей вине погибли люди, был попросту извергнут из священнического сана. Это самое строгое наказание для священника. Обычно в подобных случаях ограничиваются пожизненным запретом на служение, что имеет заметные отличия.
Собственно, оправдывать эти поступки нет смысла, тут все очевидно, а за людей можно было бы вступиться и сказать, что «иеролихач», неся службу в центре Москвы и имея на приходе таких людей, как Киркоров, в какой-то момент решил себе позволить немного шикануть, а молодой «иеромажор» пошел в монахи будучи подталкиваемым богатым и влиятельным папой, имевшим тесные знакомства с высокими церковными чинами. Однако ситуация несколько глубже, чем это может показаться.
Главная проблема тут в том, что общественность живет неким мифом, что мол «если человек надел рясу, то должен быть святым». Свят лишь один Господь и вот его слова, сказанные, например, об Иоанне Крестителе: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» Мф. 11:11. И если Иоанну Крестителю было до святости далеко, то о других можно сказать, что они имеют лишь стремление, и пытаются его посильно реализовать. При этом кто-то переоценивает себя, а кто-то мнит себя священником и наставником (частенько это можно увидеть у околоцерковной молодежи и новоначальных – недавно начавшихся активно воцерковляться). Другими словами, церковь состоит из обыкновенных людей. Пусть большинство из них приходит по призванию, но есть и случайные люди. И даже среди неслучайных людей мало кто может оставить в одночасье все (работу, увлечения, семью) и просто последовать за Христом и отдаться целиком служению. Все мы рабы чего-то: обстоятельств, лени, привычек, развлечений, денег и прочего. Вот иногда и получается – был у человека светлый порыв, начал человек воцерковляться, принял сан, а у него остался свой бизнес или деловые партнеры, как, например, у того же молодого иеромонаха на гелендвагене, или профессиональные увлечения, как у всем известного актера Охлобыстина. Оставить это сразу не всякому под силу. Поэтому иеромажоры будут у нас, увы, всегда.
Спросите, какой из этого выход? Простой – Христос. Если он кающегося разбойника, висящего с ним рядом на кресте, исцелил от всей душевной скверны и взял в рай, то исцелит и возьмет других. Тех, кто хочет стать чище не только на словах, но и на деле. А что до иеромажоров и нас с вами, то нам всегда доступно покаяние, как пересмотр всех наших ценностей и отказ от греха. Дорогу осилит идущий.